Об одном из самых рейтинговых российских шоу, которое смотрят и минчане, ходит много слухов: и первое место покупается-продается, и каждый шаг участников заранее прописан сценаристами… Во что верить в «Битве экстрасенсов», рассказал ее участник Валекс Буяк
Реалити-шоу
— Кастинг перед съемками действительно непогрешимый показатель экстрасенсорных способностей?
— На самом деле тот же цвет спрятанной в конверте картонки, который нужно было определить в одном из первых отборочных испытаний, вполне можно угадать. Но таких участников обычно отсеивают на следующих этапах кастинга. А если человек раз за разом угадывает правильные ответы, то точно скажу: у него есть экстрасенсорные способности. Просто он о них мог и не догадываться. Такие случаи не редки.
— Перед испытанием секретность превыше всего?
— Да. Пока шли съемки одного участника, остальные сидели в каком-нибудь кафе. У нас забирали мобильники и даже в туалет водили под присмотром. Ни одного постороннего в поле зрения. Ведь хватит нашептанного слова или СМС, чтобы через ассоциации выйти на верный ответ.
— Как вы справлялись с заданиями?
— Мне даже с цветом картонки в конверте справиться было труднее, чем другим участникам. Ведь экстрасенсы делятся на ясновидящих, яснослышащих и ясночувствующих. Я как раз последний тип. А цвет увидеть или о нем услышать куда проще. Почувствовать сложнее — надо это как-то перевести в слова или образы. Были задания, за которые при других обстоятельствах никогда бы не взялся, например чтение газеты с закрытыми глазами. Правда, в тот раз мне на руку сыграла сильная усталость, при которой легче входить в состояние измененного сознания. Сказал название издания, дату выпуска, что изображено на фото, затем подробно описал человека, который принес газету, и место, где она хранилась. До этого испытания был уверен, что не могу читать газеты с завязанными глазами.
— Заранее пытались предугадать, каким будет очередное испытание?
— Конечно. А иной раз знаки так и лезли в глаза. Нужно было лишь их правильно разгадать. Например, когда нас везли на очередную съемку, один из участников заметил красочную рекламу пива и в шутку предположил, что это и есть знак, связанный с нашим ближайшим будущим. И оказался прав! Испытание было связано с человеком по имени Ольга. Как известно, значение этого имени как раз и сводится к слову «пиво».
— Сколько бутафории в телешоу?
— В «Битве» всё реально. За исключением мелочей. Например, значительно преувеличили один факт из моей биографии. Когда служил в армии, как-то исчез из этой реальности на 1,5 часа прямо с поста. Просто выпал из бытия. А ведущие рассказали, что отсутствовал никак не меньше трех часов. Было, честно скажу, неприятно. А испытания проходили самые настоящие. В некоторых из них экстрасенсам приходилось сталкиваться с особенностями, которые зависели от возможностей самих устроителей тестов. Например, в первой «Битве» участникам предложили найти мину на стадионе. А подложили обычную хлопушку. Конечно, с заданием мало кто справился — изначальная информация была ложной.
Монтаж никто не отменял
— В эфир и вправду попадают только лучшие?
— Не забывайте, основа таких программ — зрелищность. Нельзя сказать, что команду подбирают по силе и способностям участников. Если у слабого экстрасенса нет ужаса перед камерой, есть собственная яркая «фишка», например древний топор или ворон, при этом участник удачно вписывается в общую концепцию программы — у него есть все шансы. Причем того же ворона никто не запрещает поймать в ближайшей подворотне и приучить смирно сидеть на плече. Для завершения картинки в каждой команде должен быть и свой клоун. Догадываюсь, что есть и проплаченные участники, но пока бездоказательно.
— То есть выбывание одного из участников после каждого раунда не зависит от того, как он показал себя на испытаниях?
— На это влияет далеко не один фактор. Пожалуй, из основных причин — заранее определенный сценарий программы. Мы проходили по несколько испытаний кряду. Далее из отснятого материала монтировалась телепрограмма. И лишь перед съемкой сюжета, где выгоняют участника, мы узнавали, какие испытания будут показаны. К тому же при монтаже можно подкорректировать выступление экстрасенса. Скажем, оставить лишь правильные ответы, которые он дал, или подкинуть в эфир побольше допущенных ошибок. Так иной раз создается нужный имидж для кандидата на выбывание.
— Приходилось колдовать в свою пользу?
— По мелочи. Я, например, не люблю идти на испытание в числе первых. Вот заранее и наколдовывал место в серединке или поближе к концу. Некоторые участники пытались помешать друг другу выполнять задания, чтобы на этом фоне выгоднее выглядеть. Доходило и до колдовства на смерть. Закадровая война экстрасенсов идет нешуточная. У участников умирают жены, мужья. У одного из экстрасенсов прямо перед финалом умер отец. Все это действия противников, вот только ударяет по родственникам экстрасенса. А случаев, когда участники телепроекта просят у соперника прощения за колдовство на смерть, — единицы.
О своем, магическом
— Почему вы отказались от целительства?
— Потому что уверен: недуги нам даются не просто так. Преодолев их самостоятельно, человек должен чему-то научиться. Каждый должен пройти свой путь. И экстрасенсы не должны в это вмешиваться. Поэтому я сейчас просто помогаю людям.
— Много клиентов?
— Это слово подразумевает обмен услуг на деньги. Я же услуг не оказываю, тем более на деньги их не меняю. Для меня те, кто приходит, — страждущие, надеющиеся на помощь. Обращаются с самыми разными бедами: от «помогите узнать убийцу сына» до «найдите улетевшего из клетки попугайчика». Самые же популярные — отношения и любовь да гадание на будущее.
— За выполнение каких просьб не беретесь принципиально?
— Никогда не предсказываю дату смерти. Считаю, что человек о негативе знать не должен. Иначе он настроится на что-то плохое и это может произойти, хотя без моего гадания не случилось бы. Я предпочитаю сообщать хорошие вести.
— Общаетесь с другими экстрасенсами?
— Мою первою жену до сих пор называю ведьмой на каникулах. Однажды купил себе в офис замечательный вьетнамский деревянный сервиз. Она увидела и разозлилась так, что на заварочном чайнике появилась заметная трещина. Я быстро сориентировался и купил ей сервиз. Не поверите, но после этого трещина исчезла. Этой посудой до сих пор пользуюсь.
— Можно ли отличить экстрасенса от шарлатана?
— Да, но никогда до конца не будешь уверен, что сделал правильный вывод. Стоит призадуматься, если, придя к экстрасенсу, вам сразу бросается в глаза масса дипломов, наград и другой мишуры. Но это не доказательство мошенничества, может, он просто любит дипломами хвалиться, а в руках крутит шарики, потому что пальцы тренирует. Второе — это внешний вид экстрасенса. Если вычурно одет — стоит насторожиться. Хотя, например, шаманам, такая одежда помогает в работе. В общем, здесь всё очень индивидуально. Главный показатель — результат. Но тут хватает оговорок. Излишек хвалебных рекламаций может быть и показателем хорошо поставленного пиара.